Введение
Патомский кратер — конус из раздробленных известняковых глыб на склоне горы Патомского нагорья в Бодайбинском районе Иркутской области. Обнаружен в 1949 году геологом Вадимом Викторовичем Колпаковым.
Среди местного населения носит название «Гнездо огненного орла», известен также под названиями «Конус Колпакова», «Джебульдинский кратер», «Явальдинский кратер».
Видео о катере: https://www.youtube.com/watch?v=iiGly72gveY&list=PLwssQ1J0EhttGaa8Pca7BMg-1lbCEpv-5&index=68
Месторасположение
Местонахождение Патомского кратера – Иркутская область, Бодайбинский район, у истока реки Ексекюлях.
Происхождение
Выдвигалось огромное количество версий появления конуса Колпакова. Например, есть достаточно экзотическая теория рукотворного происхождения, основанная на том, что внешне кратер напоминает шахтовый терриконик. Другие исследователи говорят о ядерной реакции в глубинах земли или даже крушении корабля пришельцев – об этом, по их мнению, может свидетельствовать высокое содержание урана и стронция в древесине деревьев, растущих на кратере. Одна из основных версий, к которой склоняются многие ученые, в том числе и первооткрыватель Колпаков – падение в хрупкую породу сверхплотного метеорита. На Луне кратеры такой формы образуются в результате «метеоритной бомбардировки» в условиях отсутствия атмосферы. Но для земных условий их появление совершенно нетипично. Конус Колпакова практически не подвергся естественной эрозии и не был поглощён тайгой. Однако вряд ли он возник в последнее столетие – в таком случае, как например, в районе Тунгусского инцидента, вокруг были бы поваленные деревья. О приблизительном возрасте объекта можно судить по тому, что на склоне кратера растет 200-летняя лиственница, а у основания – дерево возрастом 423 года. Хотя никаких метеоритных осколков найдено не было, ученые уверены, что они всё-таки есть. "Вероятно, метеорит лежит и ждет исследователей на большой глубине (не менее 200 метров) от поверхности: там он и взорвался. И этот взрыв не вынес всю породу, а лишь вспучил земную поверхность", - писал в 1968 году на страницах журнала «Знание – сила» кандидат геолого-минералогических наук Александр Портнов. Впрочем, сейчас более авторитетными считаются другие версии, которые связывают Патомский кратер с глубинной геологической активностью (например, магматической или гидрологической). Аргументы в пользу этого были собраны геологами в ходе нескольких экспедиций 2000-х годов. Согласно данным теориям, в чем-то сходным между собой, конус образовывался постепенно, появившись около 500 лет назад. Горная порода выдавливалась выбросами газов. Отдельные этапы становления кратера нашли отражение в кольцевом рисунке растущих вокруг деревьев. Не исключено, что в будущем здесь появится полноценный вулкан.
Открытие
Освоением крайнего востока Иркутской области русские занялись после 1846 года – до этого территория нынешнего Бодайбинского района была заселена крайне слабо – в основном сюда заглядывали туземные охотники. До поры до времени никто не обращал внимания на ручей, носящий по-якутски загадочное имя «Полёт огненного орла». Однако это название зазвучало совершенно по-новому в свете существования объекта, обнаруженного на Витимо-Патомском нагорье экспедицией под руководством Вадима Колпакова. В 1949 году группа геологов составляла геологическую карту местности – и наткнулась на нечто совершенно удивительное. Патомский кратер представляет собой эллипс, вытянутый на 220 метров и увенчанный конусом. Высота кольцевого вала составляет от 4 до 40 метров, а его диаметр – 86 метров. Центральная горка имеет высоту до 12 метров. Минерал, из которого сложен объект – серый дробленый известняк общим весом до миллиона тонн.
Как посетить
Как добраться
Организованных туристических маршрутов к кратеру пока не существует, но отдельные путешественники, которым интересно посмотреть на кратер, направляются к нему из ближайшего населённого пункта – посёлка Перевоз.
ИЗ Москвы до Иркутска перелёт занимает около 6 часов, стоимость для одного пассажира примерно 14-15 тысяч рублей. Проезд на поезде дешевле – 3600 рублей в плацкартном вагоне, но на дорогу придётся потратить более 3 дней.
От Иркутска до Бодайбо можно добраться небольшим самолётом или вертолётом, дальше до Перевоза возможен вариант – попутным автотранспортом, следующим к золотым приискам, либо арендованным внедорожником.
Из посёлка до кратера ещё 50 км надо преодолеть, поднимаясь вверх вдоль реки Хомолхо, а затем речки Явальдин и по ней до самого конуса, возвышающегося на её правом берегу. По пути возможны остановки у якутках стойбищ.
Где остановиться
В случае необходимости остановиться на ночлег можно в одной из гостиниц Бодайбо – Изумруд, Тайга, Нарын-Кала с ценами от 1200 рублей в сутки. Далее на пути к Патомскому кратеру гостевых домов нет, но люди и в посёлке Перевоз, и в якутских стойбищах по пути сплава к кратеру очень гостеприимны, предлагающие ночлег и еду.