Ушедшие в историю
ЭР200
Разработки этого поезда начались на Рижском вагоностроительном заводе в 1967 году. Поначалу поезд определял свои западные аналоги. Однако свет он увидел только в 1975, и уже тогда был морально устаревшим.
Всего было выпущено 3 остава, которые эксплуатировались до 2009 года
Сокол
Перспективный проект, который должен был еприйти на смену ЭР200. Разработки велись с 1993 по 1998 годы. Но, увы, поезд не прошел испытания, и проект закрыли. "Сапсан" окончательно поставил крест на этом проекте.
Сибелиус
Этот скоростной поезд, названный в честь финского композитора, работал на маршруте Санкт-Петербург - Хельсинки с 1992 по 2010 годы. Время в пути состовляло около 6 часов.
По России эти поезда ходили под легендарным электровозом ЧС200. После 2010 года на этом маршруте начал работать высокоскоростной поезд Аллегро.
Скоростная лаборатория
Скоростной вагон-лаборатория — экспериментальный самоходный вагон на реактивной тяге, представлявший собой доработанный головной моторный вагон электропоезда ЭР22 с изменённой для улучшения аэродинамических свойств головной частью и установленными на крыше турбореактивными двигателями АИ-25, применявшимися на пассажирском самолёте Як-40. Создан на КВЗ в 1970 году.
Предназначен для проведения исследований, связанных с изучением поведения системы «колесо — рельс» в высокоскоростном движении. В разработках принимали участие сотрудники ВНИИВ и КБ Яковлева. Для уменьшения сопротивления воздуха на вагон устанавливались обтекатели (головной и хвостовой), также закрывалось подвагонное оборудование и автосцепка. Длина вагона — 28 м. Масса — 59,4 т (из них топливо (керосин) — 7,2 т).
Максимальная достигнутая на испытаниях скорость — 250 км/ч.
.После окончания испытаний единственный экземпляр СВЛ был брошен на территории Тверского вагоностроительного завода. В 2010 году из носовой части вагона был сделан памятник.
Тепловоз ТЭП80 и электровоз ЭП200
Тепловоз ТЭП80 — опытный пассажирский тепловоз, производившийся в СССР с 1988 по 1989 год на Коломенском тепловозостроительном заводе. Всего построено два тепловоза данной серии.Локомотив ТЭП80-0002 является мировым рекордсменом по скорости среди пассажирских тепловозов. Рекорд установлен машинистом Манкевичем Александром Васильевичем на перегоне Шлюз — Дорошиха линии Петербург — Москва 5 октября 1993 года и составляет 271 км/ч, запись о чём можно увидеть на кузове тепловоза, находящегося в данный момент в Музее железных дорог России. Санкт-Петербург. Локомотив 0001 находится в Новосибирском музее железнодорожной техники.
Электровозы Эп200 испытывались продолжительное время на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке. На начало августа 2002 года оба электровоза замечены на этом кольце. По имеющимся сведениям, электровозы вернули на устранение недостатков и для дальнейших испытаний. В 2004 году электровоз ЭП200-0001 был передан для постоянной эксплуатации в депо Вязьма Московской железной дороги, но вскоре его вернули на Коломенский завод, где он простоял до 2009 года. Несколько позже электровоз ЭП200-002 также проходил опытную эксплуатацию в депо Вязьма на участке «Вязьма-Смоленск» с закреплённым за ним поездом «Смоленск-Москва». Общая надежность локомотива оставалась крайне неудовлетворительной, поэтому поездки осуществлялись исключительно с резервным ЧС4Т и в сопровождении технических специалистов.
По результатам испытаний на 2009 г. первый электровоз списан с формулировкой «РЖД в электровозах такого типа не нуждается», в июле 2009 года передан в Музей железнодорожной техники на Рижском вокзале. Второй электровоз также был списан и по состоянию на 3 января 2016 года всё ещё находился на территории экспериментального кольца ВНИИЖТ