Пpиродные Чудеса России

 

Содержание
  1. Введение
  2. Месторасположение
  3. Происхождение
  4. Открытие
  5. Как посетить

Введение

карта

Патомский кратер — конус из раздробленных известняковых глыб на склоне горы Патомского нагорья в Бодайбинском районе Иркутской области. Обнаружен в 1949 году геологом Вадимом Викторовичем Колпаковым.

Среди местного населения носит название «Гнездо огненного орла», известен также под названиями «Конус Колпакова», «Джебульдинский кратер», «Явальдинский кратер».

Видео о катере: https://www.youtube.com/watch?v=iiGly72gveY&list=PLwssQ1J0EhttGaa8Pca7BMg-1lbCEpv-5&index=68

 

 

Месторасположение

карта

Местонахождение Патомского кратера – Иркутская область, Бодайбинский район, у истока реки Ексекюлях.

наверх

Происхождение

Выдвигалось огромное количество версий появления конуса Колпакова. Например, есть достаточно экзотическая теория рукотворного происхождения, основанная на том, что внешне кратер напоминает шахтовый терриконик. Другие исследователи говорят о ядерной реакции в глубинах земли или даже крушении корабля пришельцев – об этом, по их мнению, может свидетельствовать высокое содержание урана и стронция в древесине деревьев, растущих на кратере. Одна из основных версий, к которой склоняются многие ученые, в том числе и первооткрыватель Колпаков – падение в хрупкую породу сверхплотного метеорита. На Луне кратеры такой формы образуются в результате «метеоритной бомбардировки» в условиях отсутствия атмосферы. Но для земных условий их появление совершенно нетипично. Конус Колпакова практически не подвергся естественной эрозии и не был поглощён тайгой. Однако вряд ли он возник в последнее столетие – в таком случае, как например, в районе Тунгусского инцидента, вокруг были бы поваленные деревья. О приблизительном возрасте объекта можно судить по тому, что на склоне кратера растет 200-летняя лиственница, а у основания – дерево возрастом 423 года. Хотя никакихкарта метеоритных осколков найдено не было, ученые уверены, что они всё-таки есть. "Вероятно, метеорит лежит и ждет исследователей на большой глубине (не менее 200 метров) от поверхности: там он и взорвался. И этот взрыв не вынес всю породу, а лишь вспучил земную поверхность", - писал в 1968 году на страницах журнала «Знание – сила» кандидат геолого-минералогических наук Александр Портнов. Впрочем, сейчас более авторитетными считаются другие версии, которые связывают Патомский кратер с глубинной геологической активностью (например, магматической или гидрологической). Аргументы в пользу этого были собраны геологами в ходе нескольких экспедиций 2000-х годов. Согласно данным теориям, в чем-то сходным между собой, конус образовывался постепенно, появившись около 500 лет назад. Горная порода выдавливалась выбросами газов. Отдельные этапы становления кратера нашли отражение в кольцевом рисунке растущих вокруг деревьев. Не исключено, что в будущем здесь появится полноценный вулкан.

 

наверх

Открытие

Освоением крайнего востока Иркутской области русские занялись после 1846 года – до этого территория нынешнего Бодайбинского района была заселена крайне слабо – в основном сюда заглядывали туземные охотники. До поры до времени никто не обращал внимания на ручей, носящий по-якутски загадочное имя «Полёт огненного орла». Однако это название зазвучало совершенно по-новому в свете существования объекта, обнаруженного на Витимо-Патомском нагорье экспедицией под руководством Вадима Колпакова. В 1949 году группа геологов составляла геологическую карту местности – и наткнулась на нечто совершенно удивительное. Патомский кратер представляет собой эллипс, вытянутый на 220 метров и увенчанный конусом. Высота кольцевого вала составляет от 4 до 40 метров, а его диаметр – 86 метров. Центральная горка имеет высоту до 12 метров. Минерал, из которого сложен объект – серый дробленый известняк общим весом до миллиона тонн.

Как посетить

Как добраться

карта

Организованных туристических маршрутов к кратеру пока не существует, но отдельные путешественники, которым интересно посмотреть на кратер, направляются к нему из ближайшего населённого пункта – посёлка Перевоз.

ИЗ Москвы до Иркутска перелёт занимает около 6 часов, стоимость для одного пассажира примерно 14-15 тысяч рублей. Проезд на поезде дешевле – 3600 рублей в плацкартном вагоне, но на дорогу придётся потратить более 3 дней.

От Иркутска до Бодайбо можно добраться небольшим самолётом или вертолётом, дальше до Перевоза возможен вариант – попутным автотранспортом, следующим к золотым приискам, либо арендованным внедорожником.

Из посёлка до кратера ещё 50 км надо преодолеть, поднимаясь вверх вдоль реки Хомолхо, а затем речки Явальдин и по ней до самого конуса, возвышающегося на её правом берегу. По пути возможны остановки у якутках стойбищ.

Где остановиться

В случае необходимости остановиться на ночлег можно в одной из гостиниц Бодайбо – Изумруд, Тайга, Нарын-Кала с ценами от 1200 рублей в сутки. Далее на пути к Патомскому кратеру гостевых домов нет, но люди и в посёлке Перевоз, и в якутских стойбищах по пути сплава к кратеру очень гостеприимны, предлагающие ночлег и еду.

наверх