Метрополитен Франции

Схема линийСхема линий

Париж

Парижский метрополитен (фр. Métro de Paris, сокращение от первоначального названия «столичная железная дорога» фр. chemin de fer métropolitain; слова «метрополитен» и «метро» получили всемирное распространение именно благодаря парижскому метро) — система скоростного подземного общественного транспорта Парижа. Вход в метро обозначен большой буквой «М». Сеть метро охватывает весь Париж и его ближайшие пригороды. Метро проложено сравнительно неглубоко, глубже располагается сеть пригородных электричек RER, насквозь пересекающая французскую столицу несколькими линиями (А, B, C, D, E) под землёй.

История

История парижского метрополитена начинается еще в середине XIX века, когда появились первые проекты строительства метро в Париже. Первая линия метро открылась 19 июля 1900, в преддверии Всемирной выставки. К началу Второй мировой войны парижский метрополитен насчитывал 14 линий (159 км путей и 332 станции). В 1950-60-е годы строительство метро замерло, однако проводилась модернизация, в частности, перевод линий метро на шинный ход. В 70-е начался новый всплеск метростроительства, в результате которого парижская подземка пересекла городскую черту и вышла в пригороды. В 1998 была открыта сверхсовременная, полностью автоматизированная линия 14 (Метеор). В настоящее время ведутся работы по полной автоматизации старейшей линии 1. В планах развития метро — строительство контурной линии, соединяющей радиальные ветки метро за пределами Парижа.

Идея о строительстве метро в Париже появилась еще в 1845 году, однако первоначально речь шла не о пассажирских, а о грузовых перевозках. Усиленно проект стал обсуждаться начиная с 1871 года, однако в течение нескольких десятилетий государству и парижским властям не удавалось прийти к согласию в том, каким именно будет метрополитен. Мэрия Парижа выступала за то, чтобы сеть железных дорог метро не выходила за пределы города и не использовала крупногабаритные подвижные составы, а станции находились на небольшом расстоянии друг от друга. В свою очередь, государство хотело объединить метро с уже существующими железнодорожными сетями. Среди предлагавшихся вариантов было также создание сети, обслуживающий весь департамент Сены, которая стала бы таким образом чем-то средним между омнибусами и конками Парижа и региональными и государственными железнодорожными сетями. Кроме того, не был решен вопрос о том, станет ли метро надземным, по примеру метрополитена Нью-Йорка, или подземным. Противники первого варианта считали, что метро испортит внешний облик города, тогда как противники второго сомневались в безопасности подземного метро.

В связи с ухудшением транспортной ситуации в городе и приближением Всемирной выставки 1900 года, решение о строительстве метро наконец было принято. Победила концепция, предложенная мэрией Парижа. Проект строительства, разработанный инженерами Фюльжансом Бьенвеню (Fulgence Bienvenüe) и Эдмоном Уэ (Edmond Huet), был утвержден муниципальным советом Парижа 20 апреля 1886 года. За оформление станций отвечал архитектор Гектор Гимар. 30 марта 1898 года правительство Франции приняло закон о строительстве 6 линий парижского метрополитена.

Первоначальный проект включал в себя 6 линий:

Также предполагалось строительство трех дополнительных веток

Технические спецификации проекта уточняли, что метрополитен является сетью местного назначения, предназначенной для транспортировки пассажиров и их ручной клади. Метро является подземным видом транспорта на электрической тяге, со стандартной шириной колеи и габаритами подвижных составов, не превышающими 2,4 метра (что исключало использование обычных железнодорожных подвижных составов), максимальным наклоном путей 40 мм/м и радиусом искривления 75 м. Длина станций составляла 75 м. Метро не должно было выходить за пределы города.

Работы по строительству линии 1 были начаты 4 октября 1898 года. Строительство осуществлялось совместно парижскими властями (туннели, станции) и Компанией железных дорог парижского метрополитена (фр. Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris; CMP) (железнодорожные пути, выходы к станциям).

Строительство линии 1 было завершено в рекордно короткие сроки — 20 месяцев. Из них значительная часть времени ушла на подготовительную работу: выравнивание почвы, перенос коллектора на улице Риволи и перестройку водостоков. Для ускорения строительства работы велись в закрытых траншеях, что крайне затрудняло передвижение по городу для жителей близлежащих кварталов. Кроме того, для отгрузки грунта, получавшегося от прокапывания туннелей, использовались трамвайные пути.

15 июня 1900 г. было пущено пробное движение. 19 июля 1900 года линия 1 была открыта для пассажиров. Парижане с большим энтузиазмом встретили новый вид транспорта. К концу 1900 г. было перевезено 4 млн пассажиров. Количество вагонов в подвижных составах было увеличено с двух до восьми. В результате было начато строительство линий 2 Север и 3, а вскоре линий 2 Юг, 5 и 4.

10 августа 1903 года загорелся пустой поезд, следовавший по линии 2 Норд на станцию Барбе (Barbès). Шедший за ним поезд с пассажирами остановился на станции Курон (Couronnes) по сигналу светофора. Однако пожар усилился, плотный дым заполнил туннель. Была начата эвакуация пассажиров со станции Курон, однако многие отказались уходить прежде, чем получат компенсацию. В это время из-за перегрева проводов отключилось электричество. На станции началась паника, люди пытались выбраться со станции, но бежали в противоположную от выхода в сторону. В результате погибло 84 человека. Это не единственная катастрофа в истории парижского метро[источник не указан 1233 дня]:

После пожара на станции Курон в метро были введены новые меры безопасности. В частности, метрополитен отказался от использования дерева и стал использовать вагоны иной конструкции.

Открытия линии 4 ждали с особенным нетерпением, так как она должна была соединить север и юг города, правый и левый берега Сены. Обсуждение маршрута линии под Сеной было долгим и напряженным. Реализация проекта также оказалась непростой.

Работы начались в 1905 году. На земле были собраны металлические блоки в 20-40 метров длиной, затем их отбуксировали на баржах и постепенно опускали под дно реки. Для северного рукава Сены было использовано три блока, для южного — два. Станции Сите (Cité) и Сен-Мишель (Saint-Michel) также собрали на поверхности, а затем перенесли под землю. На участке, проходящем под железнодорожными путями, связывающими Париж и Орлеан (сейчас их использует линия С RER), пришлось установить две холодильные установки, замораживающие почву до температуры −24 °C, что позволило проводить работы под землей вблизи к реке.

21 апреля 1908 года был открыт северный участок 4 линии, от Порта де Клинанкур (Porte de Clignancourt) до Шатле (Châtelet), затем, 30 октября 1909 года, южный участок от Порт д’Орлеан (Porte d’Orléans) до Распай (Raspail). Центральный участок от Распай до Шатле, пересекавший Сену, был пущен в эксплуатацию 9 января 1910 года. Однако уже 24 января в Париже началось наводнение, ставшее сильнейшим за столетие. Вода проникла и в метро, в результате отрезок от Северного вокзала (Gare du Nord) до Вавен (Vavin) был закрыт вплоть до начала апреля 1910 года.

В 1901 году мэрия Парижа отдает вторую концессию на строительство линий метрополитена инженеру Жану-Батисту Берлье. Он создает Общество подземных электрических дорог Парижа Север-Юг (фр. Société du chemin de fer électrique souterrain Nord-Sud de Paris) для строительства линии глубокого залегания, по образцу лондонской подземки. Из-за противодействия CMP строительные работы начались только через несколько лет. Рыхлость почвы не позволила использовать метод глубокого залегания, в результате технические отличия линии Общества Север-Юг от линий их конкурента оказались весьма незначительны.

Линия А была открыта 5 ноября 1910 года и связала Порт де Версаль (Porte de Versailles) и Нотр-Дам-де-Лоретт (Notre-Dame-de-Lorette), став таким образом второй линией, связавшей оба берега Сены. В апреле 1911 года северный конец линии был продлен до станции Пигаль (Pigalle), а в октябре 1912 г. - до станции Жюль Жофрен (Jules Joffrin).

Общество Север-Юг получило концессии на строительство еще двух линий метро.

Линия В открылась 26 февраля 1911 года и связала Сен-Лазар (Saint-Lazare) и Порт де Сен-Уэн (Porte de Saint-Ouen). Годом позже открылось ответвление Ля Фурш (La Fourche) — Порт де Клиши (Porte de Clichy).

Линия С должна была связать Монпарнас (Montparnasse) и Порт де Ванв (Porte de Vanves), однако реализовать этот проект обществу Север-Юг уже было не суждено.

один из вариантов оформления входаодин из вариантов оформления входа

Современное состояние

Парижский метрополитен имеет 14 пронумерованных «больших» линий, плюс 2 короткие (3-бис и 7-бис) — бывшие ответвления 3-й и 7-й линий.

Длина путей 220 км, 302[2] станции (в том числе 62 пересадочные). Поскольку пересадочные станции принадлежат более чем одной линии, то общее число остановок на всех линиях метро составляет 383. Среднее расстояние между станциями 562 м. Практически все линии подземные, надземных станций только 21 (из них бо́льшая часть на линии 6).

Пассажирооборот примерно 4,5 млн пассажиров в день (второе место по загруженности среди метрополитенов Европы после Московского метрополитена и 10-е место в мире).

Двери в вагонах большинства линий открываются не автоматически, а лишь после нажатия пассажиром на зелёную кнопку в двери или после поднятия вверх закреплённого на двери металлического рычага.

Названия станций в некоторых вагонах объявляют дважды с интервалом около 2 секунд. В таких вагонах также имеется световой индикатор, показывающий текущую и следующую станции. В вагонах старого образца ни объявлений, ни индикатора нет, поэтому пассажирам приходится следить за названиями станций, написанными на стенах станций крупными буквами на синем фоне. План линии с названиями следующих станций можно увидеть над выходными дверями вагонов. Каждый состав курсирует, как правило, по одной линии, поэтому во время поездки можно смело ориентироваться по этому плану. Перед выходом из метрополитена наружу на платформе всегда можно найти подробный план городского квартала, куда ведёт выход.

Стоимость проезда и способы оплаты

Стоимость разового билета для проезда в парижском метро в 2017 году такая же, как и на других видах городского транспорта, и составляет 1,90 евро. Проход на станции через преградные турникеты. При покупке так называемого карне (фр. carnet — книжка, 10 билетов за 14,50 евро) стоимость билета соответственно составляет 1,45 евро. Билеты можно использовать для проезда на метро, автобусах, трамваях, а также в пределах зоны 1 RER. Билет на интегрированные с метрополитеном линии RER А, B, C, D, E стоит 7 евро. Однако использовать активированный билет, чтобы сделать пересадку с метро на автобус или обратно, нельзя — его действие прекращается сразу же за линией турникетов. Билеты в основном продаются в автоматах (где есть возможность выбрать английский, немецкий, французский, итальянский языки). Билеты также можно приобрести у кассиров в киосках на входах на станции. Проездная бесконтактная пополняемая карта NaviGo действует на всех видах общественного транспорта. По карте NaviGo можно активировать безлимитные абонементы на различные сроки, наиболее популярными из них, согласно отчёту на официальном сайте RATP, являются недельные и месячные безлимитные проездные на все виды транспорта в пределах разного количества зон.

Марсельский метрополитенМарсельский метрополитен

Марсель

Марсельский метрополитен — система линий метрополитена в Марселе, Франция. Открыт 22 ноября 1977 года, состоит из 2 линий, на которых расположены 24 станции. Общая протяжённость линий составляет 19,3 км, из которых 15,6 являются подземными. Поезда в Марсельском метрополитене на шинном ходу, как и в Лионском метрополитене и на некоторых линиях Парижского метрополитена. Система обслуживается компанией Régie des transports de Marseille (RTM). Ширина колеи — стандартная (1435 мм).

Система метрополитена французского города Марсель была открыта в 1977 году. Всего подземка состоит из двух линий, на которых пассажиров обслуживают 24 станции. Поезда марсельского метро преодолевают в общей сложности 19,3 км, из которых лишь 3,7 км проходят на поверхности земли.

Отличительная особенность метро Марселя – его поезда на резиновом ходу. Такие же колеса имеют составы подземки Парижа и Лиона. Ширина колеи железнодорожных путей метрополитена Марселя стандартная.

Линия 1 марсельского метро изображается на схемах голубым цветом. Она начинается на северо-востоке города, идет в центр, делает там поворот и далее ее пассажиры следуют на восток. Конечные станции этого маршрута Ла-Роз и Ла-Фуражер. Эта линия появилась в Марселе первой, а даты ее постройки – 1977-1978 годы. Протяженность «голубой» ветки 10,5 км, поезда преодолевают ее менее, чем за 20 минут.

Вторая линия метро в Марселе промаркирована на схемах красным цветом. Ее начало – станция Бургенвилль – расположена на севере города. Поезда следуют в южном направлении до остановки Сент-Маргарет – Дромель. Этот маршрут был открыт в 1984 голу и окончательно достроен спустя три года. Поезда преодолевают расстояние почти в девять километров за 16 минут.

В планах городских властей – продолжение веток метрополитена, который нужен почти миллионному Марселю как воздух. Проблемы загазованности и пробок на улицах не обошли город стороной, а потому строительство новых тоннелей и еще четырех станций, запланированное в качестве продолжения «голубой» ветки, с нетерпением ждут как жители города, так и его гости. «Красная» ветка также будет продолжена на восток.

Время работы метро Марселя

Станции марсельского метрополитена открываются в 5 часов утра. Последние пассажиры могут воспользоваться услугами этого вида общественного транспорта в час ночи. Интервал движения поездов в часы пик не превышает трех минут, а в остальное время пассажиры ожидают состав около четверти часа.

Билеты на метро Марселя

Оплатить проезд в метрополитене Марселя можно, купив билет на одну поездку в кассах на станциях или в автоматах. Есть билеты, разрешающие осуществить две или десять поездок, которые обходятся несколько выгоднее. Для туристов продаются проездные на целый день или на три дня, приобретение которых также позволяет существенно сэкономить средства.

Лион

Лио́нский метрополите́н (фр. Métro de Lyon) — транспортная система в Лионе, Франция. Открыт в 1978 году, состоит из 4 линий, на которых расположены 44 станций. Общая протяжённость линий составляет 32,1 км. На 80 % метрополитен является подземным. Поезда в Лионском метрополитене на комбинированном шинно-рельсовом ходу.

В отличие от других метрополитенов Франции, но также как и RER и SNCF Лионский метрополитен использует левостороннее движение. Это результат несбывшихся планов соединить метро с пригородными направлениями железной дороги. Габарит подвижного состава для линий А, В и С - 2.90 м, в среднем больше, чем в других метрополитенах Европы. Габарит на линии D — 2.78 м.

Система общественного транспорта, открывшаяся в 1978 году во французском городе Лион, называется Лионским метрополитеном и включает в себя четыре линии. Протяженность маршрутов метро составляет почти 32 км, а для обслуживания пассажиров работают 44 станции. Лишь пятая часть линий подземки Лиона проходит на поверхности земли, делая его полноценным метрополитеном. Для более чем полумиллионного города этот вид общественного транспорта существенно решает проблемы пробок на городских улицах в часы пик.

Четыре линии лионского метро имеют буквенные обозначения и свои цвета на схемах общественного транспорта. «Красная» линия А начинается в историческом центре города на железнодорожном вокзале Perrache и продолжается до восточных окраин.

Маршрут В маркируется сиреневым цветом и идет вдоль правого берега реки Роны, пересекающей Лион с юга на север.

Линия С самая короткая и наносимая на схемы оранжевым цветом. Она соединяет центральную и северную части Лиона.

«Зеленая» ветка D является самой протяженной в метро Лиона и проложенной глубже всех остальных под землей. Она пересекает город с северо-запада в юго-восточном направлении. Линия D единственная в лионской подземке оборудована эскалаторами, а поезда на ней управляются удаленно из депо. Составы на «зеленой» линии образованы двумя вагонами, оснащенными сенсорной системой закрывания дверей и системой безопасности, контролирующей посторонние предметы и объекты на рельсах.

Время работы метро Лиона

Станции метрополитена Лиона открываются для входа пассажиров в 5 часов утра. Последних посетителей все линии принимают до 0.30, исключая лишь конечную остановку Кюир на линии С, которая закрывается в 21.00.

Интервалы движения составов метро Лиона на всех линиях едины после 21.00 и составляют 11 минут. В дневное время ждать поезда на линии А придется от 3 до 6 минут, на линии В – примерно 7 минут, а линии С и D обслуживают пассажиров в режиме один состав в 9-11 минут.

Билеты на метро Лиона

Оплата проезда в метро Лиона производится путем приобретения билетов в кассах и автоматах, установленных на станциях. Для экономии средств стоит купить проездной на неограниченное количество поездок, действительный в течение дня. Если в планах гостя города – остановка на несколько дней, существенно снизит затраты на транспорт покупка проездного билета на три или более дней.

Назад