Метрополитен Испании

Мадридский метрополитенМадридский метрополитен

Мадрид

Мадридский метрополитен — система линий метрополитена и лёгкого метро в столице Испании Мадриде и нескольких городах-спутниках. Открыт 17 октября 1919 года. В 2003—2007 годах принадлежал к числу наиболее быстро развивающихся в мире, сейчас занимает 8-е место по протяжённости в мире и 3-е в Европе (после лондонского и московского).

На 2015 год имеется 320,8 км путей (92 % под землёй), 13 подземных линий и 3 современных линии трамвая (который испанцы причисляют к лёгкому метро), 326 станций (289 — метрополитена и 37 — трамвая, из них 8 подземных) и 1594 единиц подвижного состава (в том числе 1059 моторных вагонов).

Мадридский метрополитен — первый в мире, имеющий две кольцевые линии (2 кольцевые линии также есть в Пекинском и Московском метрополитенах).

История

Мадридский метрополитен — первый, открывшийся после Первой мировой войны (в которой Испания не участвовала)

Технические особенности

Ширина колеи — 1445 мм, движение левостороннее (так как правостороннее движение в Мадриде было введено в 1924 году, через 5 лет после открытия метро).

На линиях 1, 2, 4, 5, 6, 9 и «ответвлении» для питания используется постоянный ток напряжением 600 В; на остальных (3, 7, 8, 10, 11 и 12) — постоянный ток напряжением 1500 В, причём на эту схему будут впоследствии переведены все линии, а на строящихся ветках лёгкого метро будет использоваться постоянный ток напряжением 750 В.

Тоннели и станции

Тоннели имеются узкие (ранние линии мелкого заложения — 6,86 м в ширину и 5,36 м в высоту) и широкие (более новые линии глубокого заложения — 7,74 м в ширину и 6,87 м в высоту). Среднее расстояние между станциями на узкотоннельных перегонах — 630 м, длина перрона — 60 или 90 м, на широкотоннельных — 850 м, длина перрона — 110—115 м.

Минимальный радиус кривых — 90 м, уклон путей не превышает 5 %.

Самая глубокая станция — «Куатро каминос» (кольцевая линия 6), глубина заложения — 49 м.

Большинство станций — с боковым расположением платформ, есть станции островного типа (в том числе наземные) и трёхплатформенные — т. н. «испанское (или барселонское) решение».

Барселона

Барселонский метрополитен (кат. и исп. Metro de Barcelona) — метрополитен в Барселоне, столице Каталонии, составляющий основу скоростного общественного транспорта города и его пригородов. Начал работу в 1924 году.

В настоящее время система метрополитена включает 180 станций на 11 линиях общей протяжённостью 143,3 км

Барселонский метрополитен обслуживается двумя операторами: TMB (кат. Transports Metropolitans de Barcelona) и железнодорожной компанией FGC (кат. Ferrocarrils de la Generalitat de Catalunya — Государственные железные дороги Каталонии).

Стоимость проезда 2,15 евро (разовый билет; действителен в течение 1 часа 15 минут после компостирования на все виды городского транспорта — автобус, трамвай, фуникулёр, и др. При покупке билетов на несколько поездок действуют скидки). Дети от трёх лет платят так же как и взрослые за билет. Детских тарифов не существует.

История

Первая линия барселонского метрополитена открыта 30 декабря 1924 года компанией Gran Metropolitano de Barcelona и соединяла площадь Каталонии со станцией Лессепс: сейчас этот участок относится к третьей ветке. Вторая линия, построенная конкурирующей компанией Metropolitano Transversal, открылась 10 июня 1926 года к Всемирной выставке 1929 года и соединяла две железнодорожных ветки, эксплуатируемых RENFE. Открытие следующей очереди метро состоялось лишь в 1946 году: строительство прервала гражданская война.

В 1951 году оба оператора перешли под контроль города. Такое решение было принято с целью скорейшего развития сети.

Схема линийСхема линий

Линии

Из 11 существующих линий метро Барселоны, 8 обслуживаются компанией TMB, 3 эксплуатируются железными дорогами Каталонии. На современных схемах метро также обозначена линия фуникулёра, интегрированная с метрополитеном, и две трамвайных системы: Trambaix и Trambesòs.

Линии барселонского метро не имеют названий и различаются по номерам. Линии 1—5 и 9—11 обслуживаются TMB, 6—8 каталонскими железными дорогами.

Перспективы

Автоматизированная линия 9/10 Метрополитена Барселоны предназначена для движения поездов без машинистов на борту. Представляет собой две линии с общим центральным участком и вилочным движением на обоих концах, по состоянию на 2017 год частично введена в эксплуатацию. Оператором линии является Transports Metropolitans de Barselona. Общая длина линии составляет 47,8 км, глубина заложения — до 90 м, имеет 52 станции с раздвижными платформенными дверями в пяти муниципалитетах региона Барселона. Это самая глубокая и протяжённая автоматизированная линия в Европе. Метропоезда без машинистов в 2017 году функционировали в 23 городах континента.

В 2017 году 25% объёма сети метрополитена Барселоны действует в полностью автоматизированном режиме, доля автоматизированных линий в городе непрерывно растёт.

Строительство линии 9/10 началось в 2002 году, однако затянулось из-за финансовых проблем и должно завершиться в 2019 году. Стоимость проекта — 6,5 млрд евро.

Линия 9/10 имеет направление север — юг и проходит западнее исторического центра Барселоны. На севере линия выходит в пригород и к новой станции Ла-Сагрера высокоскоростной линии Барселона – Мадрид, на юге — к аэропорту и морскому порту. 17 станций из 52 имеют пересадки на другие линии метрополитена Барселоны. На линии находятся ряд важных объектов зарождения пассажиропотоков — аэропорт и портово-логистическая зона, Верховный суд, высокоскоростная станция Ла-Сагрера, Барселонский университет и Политехнический университет Каталонии, выставочный центр «Фира де Барселона», госпиталь «Сан-Пау» и стадион «Камп Ноу».

В 2017 году функционируют две ветки, идущие в северном направлении от станции Бон-Пастор — к станции Кан-Зам (линия 9) и к станции Горг (линия 10), запущенным в 2009 и 2010 годах. Между станциями Бон-Пастор и Ла-Сагрера обе линии проходят по одному общему участку. Длина северной секции составляет 11 км, она имеет 12 станций. На юге в феврале 2016 года открылся участок от станции Зона Университариа до аэропорта (линия 9) длиной 19,6 км с 15 станциями. Поезда курсируют с интервалом 7 мин, время в пути составляет 32 мин. На линии 10 также завершено строительство южного участка протяжённостью 5,9 км, оканчивающегося в депо. На центральном участке длиной 11 км пока не завершена проходка тоннеля около 5 км, вследствие чего южный и северный сегменты линии не соединены.

Не менее 36 станций из 52 являются станциями глубокого заложения и находятся на глубине до 90 м. Использование эскалаторов для спуска на столь глубокие станции признано нерациональным. Вместо эскалаторов установлены скоростные лифты большой вместимости, не менее 6 на каждой станции, все они встроены в единый шахтный ствол диаметром 28 м. Часть пассажирских платформ расположены в тоннеле диаметром 12 м одна над другой. Для экстренных ситуаций построены лестничные марши.

На линии 9/10 действует система управления движением поездов по радиоканалу (СВТС, стандарт TETRA) и система сигнализации, поставленная компанией Siemens. Эта система обеспечивает режим движения метропоездов без машинистов, она является в 2017 году наиболее эффективной и надёжной из существующих систем, обладает самым высоким уровнем автоматизации управления поездом GoA 4. Раздвижные двери открываются и закрываются синхронно с дверями поезда, что полностью устраняет риск падения пассажиров с платформы. За движением поездов и обстановкой на станциях осуществляется контроль из главного центра управления Centre de Control de Metro de Barcelona, CCM и центра координации действий в экстренных ситуациях, функционирование обоих центров синхронизировано. Обеспечивается также физическая и логическая интеграция всех подсистем. Практика подтверждает, что любые отклонения от стандартной ситуации всегда привлекают внимание персонала и вызывают адекватное реагирование.

На линии 9/10 используется технология удалённого управления поездами, объектами и инфраструктурой, ресурсами, лифтами, эскалаторами, билетными автоматами и турникетами. Поезда курсируют с заданной скоростью и по установленным графикам, которые могут варьироваться в зависимости от пассажиропотока и других изменяющихся обстоятельств. Контролирующий состояние сети центр управления имеет возможность вмешательства в любой момент.

Барселонское решение

Метрополитен Барселоны получил известность благодаря принципу организации посадки и высадки пассажиров, известному как барселонское или испанское решение. Этот принцип заключается в том, что на станциях сооружается три платформы: две береговых и одна островная — и пассажир может войти в вагон и выйти из него с обеих сторон, что сокращает время стоянки поезда и давку на станциях. Барселонским такое решение было названо потому, что оно было впервые массово использовано в метрополитене Барселоны в 1930-х годах, где часть станций построена таким способом, хотя сама идея была впервые осуществлена ещё раньше в США: в Нью-Йорке и Бостоне было построено по одной станции таким способом.

На линии 9/10 используется 12-метровый тоннель глубокого заложения с путями, расположенными друг над другом. Внутри него помещены также двухъярусные станции, отделённые от путей по принципу «горизонтальный лифт».

Валенсия

Метро Валенсии или Metrovalencia (бренд под которым работает компания FGV) — комбинированная сеть метрополитена и трамвая в испанском городе Валенсия и его пригородах.

Это третий метрополитен, построенный в Испании после Мадридского и Барселонского, второй по длине после Мадрида, и четвёртый по пассажиропотоку после Мадрида, Барселоны и Бильбао.

История

Сеть метро в Валенсии является наследницей старой сети пригородных железных дорог известной как Trenet de Valencia, связывающая столицу с близлежащими городами. Эта сеть по большей части была построена в конце XIX века. Изначально оператором линии был Sociedad Valenciana de Tranvías, позднее Compañía de Tranvías y Ferrocarriles de Valencia и, наконец, Ferrocarriles Españoles de Vía Estrecha.

Модернизация старой сети, прошедшая в 1980-х годах, привела к расширению и превращению в современный рельсовый транспорт, включающий в себя три линии метро и две линии трамвая. Южный и северный участки первой линии метрополитена первоначально были линиями пригородной электрички, в 1988 г. они были соединены тоннелем, прошедшим под центром города. С этого момента началось сооружение новых линий метрополитена и трамвая (полностью наземные линии 4 и 6).

В 2006 г. авария в валенсийском метро повлекла 43 человеческие жертвы.

Назад