Детские железные дороги

Что такое детская железная дорога (ДЖД)?

Очень многие, услышав слова «Детская Железная Дорога», тут же представят себе игрушечную железную дорогу с крохотными паровозиками и вагончиками, которую когда-то собирали на полу комнаты с папой или старшим братом, а потом долго гоняли поезд по кругу, пока строгая мама не отправляла спать.

Так вот, на самом деле Детская Железная Дорога это совсем другое – это самая настоящая железная дорога, пусть и узкоколейная, по которой ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. А почему же она детская, спросите вы? Да потому, что работают на ней школьники 9-15 лет. Все лето под руководством взрослых инструкторов они сами водят поезда, работают диспетчерами, дежурными по станции, проводниками и кондукторами.

Вы уже вспомнили школьный урок истории про эксплуатацию детского труда? Напрасно! Здесь эксплуатации не больше, чем в авиамодельном кружке. А, может быть, это опасно? Тоже нет – в течение всего учебного года юные железнодорожники продолжают посещать теоретические занятия на ДЖД и к началу летнего сезона приобретают достаточно высокую квалификацию.

Для Детских Железных Дорог специально прокладывают путь длиной несколько километров, без выхода на общую железнодорожную сеть страны. Как правило, эти дороги не имеют особого транспортного значения и используются как аттракционы и для перевозки пассажиров в городских парках, зонах отдыха. Тем не менее, ДЖД – серьезная школа, и от трети до половины ее воспитанников связывают потом свою жизнь с железной дорогой.


Ленинградская ДЖД

Малая Октябрьская железная дорога (МОЖД) – это детская железная дорога, на долю которой выпало самое большое количество всяческих реконструкций Открыта она была 27 августа 1948 года. С тех пор её несколько раз укорачивали.

Минская ДЖД

В начале 1950-х годов Белоруссия ещё не успела оправиться от послевоенной разрухи, но, тем не менее, руководство республики уже уделяло особое внимание воспитательной работе среди молодёжи. Одним из направлений этой работы была детская железная дорога.

ДЖД Армении

С инициативой строительства детской железной дороги в Ереване весной 1935 года выступил первый секретарь ЦК Компартии Армении.
Так же есть Ленинаканская ДЖД о которой известно немного. Официальная статистика Министерства путей сообщения всегда обходила эту дорогу стороной.

ДЖД Москвы и Кратово

30 октября 1935 года состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую ДЖД, начать строительство детских железных дорог во всех уголках страны. Идея эта показалась настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.

Киевcкая ДЖД

Впервые идея строительства в Киеве детской железной дороги родилась ещё в 1935–1936 годах. Проект предусматривал строительство трёхкилометрового пути, двух станций, депо, водонапорной башни, двух мостов и тоннеля. Парк подвижного состава должен был состоять из паровоза, тепловоза, электровоза и девяти вагонов различных типов.

ДЖД Прибалтики

В 1946 году в Вильнюсе была построена первая в Прибалтике детская железная дорога.В конце 1980-х годов, после закрытия Вильнюсской ДЖД в Литве была предпринята попытка реанимации идеи детских железных дорог. В начале 1970-х годов в Эстонском отделении Прибалтийской железной дороги родилась идея строительства детской железной дороги близ города Вяана-Йыесуу.

Азербайджанская ДЖД

15 июня 1946 года Совет министров Азербайджанской ССР принял решение о начале строительства детской железной дороги в столице Азербайджана – городе Баку. Для размещения ДЖД был выбран самый большой в городе парк имени Дзержинского

Хабаровская ДЖД

Малая Дальневосточная железная дорога построена в 1957–58 годах силами предприятий Хабаровского отделения Дальневосточной магистрали. В строительстве дороги принимали участие также студенты Хабаровского техникума железнодорожного транспорта и Хабаровской технической школы.

Забайкальская ДЖД (Свободный)

В январе 1939 года, после опубликования в газете «Пионерская правда» письма тифлисских пионеров с призывом строить ДЖД по всей стране, группа школьников города Свободный и станции Михайло-Чесноковская обратилась с просьбой разрешить строительство детской железной дороги.

ДЖД Нижнего Новгорода

История Горьковской ДЖД насчитывает уже больше 60 лет. За это время на дороге произошло много важных событий. Решение о строительстве дороги было принято 13 мая 1939 года на бюро Горьковского Обкома ВКП(б).

ДЖД Ростова-на-Дону

Идею строительства детской железной дороги в Ростове-на-Дону комсомольцы города высказывали ещё в 1936 году. В мае 1936 года группа ростовских школьников приняла участие в совещании юных строителей ДЖД, которое проводил Совет содействия строительству ДЖД. Решение ростовчан было одобрено Советом.

Днепропетровская ДЖД

Инициаторами строительства Днепропетровской детской железной дороги стали комсомольцы Днепропетровского паровозоремонтного завода (ДПРЗ). При поддержке секретаря обкома КП(б)У Хатаевича была создана инициативная группа, которую возглавил комсомолец Иван Слепов.